1. Почему Черное море?
Океаническая вода и вода большинства открытых морей, например, Средиземного моря, имеет высокое содержание солей до 36 промилле. Такая вода хорошо удерживает тело человека на поверхности, однако при этом после купания обязательно нужно принять душ из пресной воды, потому что соли раздражают кожу. ВНИМАНИЕ: все кто привык лихо нырять в речную или озерную воду получат на большинстве мировых курортов очень неприятный сюрприз, а точнее - удар. Даже ныряя солдатиком с причалов в море у берегов Греции или Турции, а уж тем более в Египте, вы получите ощутимый удар о плотную соленую воду. Нырять с открытыми глазами на большинстве пляжных курортов мира опасно. В тропических морях содержится множество опасных организмов, которые выделяют обжигающие жидкости. В морях с большой соленостью сама по себе высокая концентрация химических веществ вызывает ожоги глаз.
"Самое синее в мире Черное море мое". ВАЖНО: вода Черного моря (и только она) имеет максимально близкие характеристики по отношению к лимфе и крови человека. Ее соленость и плотность примерно в 2 раза ниже, чем в Мировом океане и Средиземном море. Средняя соленость Черного моря составляет 18—21 промилле, поэтому так популярны на черноморских курортах прыжки в воду, удар об воду не ощущается. Все, кто вырос в Крыму, плавают в воде Черного и Азовского моря с открытыми глазами и конечно, не зажимают нос руками когда прыгают воду. Это родная среда и очень полезная для здоровья.
Пару слов о зажимании носа - это уже проблема пресных водоемов (бассейнов с пресной водой, озер и рек). Пресная вода заполняет носовые полости и создает очень неприятные ощущения. А вот вода Черного моря характеризуется осмотическим давлением, которое идеально соответствует физическим показателям лимфы и крови человека. Поэтому при подвижных играх в море у Николаевки и обучении плаванию у детей свободны обе руки, они буквально могут чувствовать себя в Черном море как рыба в воде.
Опять немножко науки о климатолечении:
"Морские купания - мощная лечебно-профилактическая процедура климатотерапии, высокоэффективная форма отдыха. Купания показаны больным с различными хроническими заболеваниями органов дыхания, кровообращения в фазе ремиссии, больным с обменными нарушениями, реконвалесцентам после острых заболеваний.
Противопоказания: лихорадочные заболевания, острая фаза воспалительных процессов, тяжелая форма бронхиальной астмы, сердечно-сосудистая и легочно-сердечная недостаточность, ИБС с частой стенокардией, аритмиями, высокая степень гипертонической болезни, выраженные атеро-склеротические изменения сосудов головного мозга.
Купания в бассейне с морской водой имеют общие черты с морскими купаниями. (однако энергетики здесь нет никакой!). Купания в озере или реке менее активны, при них нет химического воздействия морских солей."
Благоприятный купальный сезон для детей определяется по времени устойчивой температуры морской воды выше 20 градусов Цельсия. В Николаевке детский купальный сезон в среднем начинается 20 июня, а завершается 13 сентября. Сезон для взрослых с устойчивой температурой морской воды выше 17 градусов продолжается с середины мая до середины октября.
Советуем первую половину дня провести на пляже Николаевки. Завтракать, обедать и ужинать разумнее в кафе пансионата "Фортуна" в Николаевке.
Цены здесь значительно ниже, чем у пляжной полосы. После обеда советуем тихие игры среди цветов и зелени дворика гостевого дома "Фортуна", а вечером обязательно полюбоваться закатом.
За едой не спешите и обязательно обсуждайте, разбирайте итоги тренировочного дня, выслушивайте внимательно ваших детей. Нужно знать, чем они гордятся, что им непонятно, какие проблемы с морем вызывают их беспокойство.
Фортуна это гостевой дом, это круг свободного общения. Ваш ребенок лучше усвоит уроки плавания не от взрослых, а от детей других отдыхающих, если эти дети будут для него примером успешного плавания.
2. Почему 12-14 дней эти минимальный срок для обучения детей плаванию?
В идеале, конечно, нужен месяц отдыха у моря, потому что первые 2-3 дня уходят на климатическую адаптацию. Обычно первый день (или два) это позитивный стресс, когда взрослые и дети наполнены счастьем и энергией от встречи с морем. Второй или третий день может характеризоваться слабостью, желанием поспать или просто наслаждаться ленью. Это нормально, в такие дни важно не перегружать желудок, есть очень простые каши и овощные блюда, которыми так славится кафе пансионата Фортуна, а в баре пить только натуральные соки, избегая газированных напитков, особенно с насыщенным цветом. Избегайте прямых солнечных лучей, максимум времени проведите в покое среди цветущих растений внутреннего дворика пансионата Фортуна и расскажите детям, как именно они научатся плавать, почему важны задания и этапы обучения, почему важно держать пальцы ладони всегда вместе, как весло, а не в растопырку, почему ноги в воде должны быть прямыми и делать брызг над морем. Это вполне "кабинетные теоретические разговоры" и не мешает повторять их много раз. Методика обучения плавания разбита на 12 упражнений, однако все освоенные в первые дни задания надо перед новыми повторять каждый день. Таких дней должно быть не менее 10, но лучше 14.
3. Что купить для подвижных игр на воде и обучению плаванию?
Надувной круг только мешает урокам плавания. Его есть смысл покупать только в том случае, если у родителей нет желания или возможности находиться в воде рядом с ребенком. Надувной круг действительно дает относительно высокую безопасность на воде. Но он обладает также и высокой парусностью. При сильном ветре ребенка на надувном круге (и надувном матрасе еще больше) будет быстро сносить. Если ветер вдоль берега, то проблема будет только с тем, чтобы вернуться к своему месту. Если ветер от берега, это уже опасно.
Надувной матрас хорош для игр на воде и очень хорош для отработки по отдельности техники работы руками и движений ногами. Лучше всего в таком случае, чтобы на матрасе были и «тренер», и ученик. Идеальны маленькие матрасики.
В любом случае на ребенке при начальных упражнениях должен быть небольшой спасательный жилет. Очень неплохо помогают урокам надувные наплечники, а также перчаточки-лягушачьи лапки и небольшие ласты.
Очки или маска. Для здоровья плавание в чистой воде скорее полезно, идет усвоение микроэлементов и очищение глаз. Но подводные пейзажи даже на мелководье, действительно, очень привлекательны и интересны. В очках видимость будет четкой. Только не слишком экономьте на очках или маске. Они должны сидеть плотно, но мягко. По-настоящему проверить их можно только в воде. Но у прилавка, во всяком случае, можно проверить, качество и мягкость резинового ободка. Надавить его, прочувствовать, создает ли это перемены в давлении воздуха между глазами и стеклом.
Большие круги и надувные игрушки – «плюшки», кресла, лодочки, всевозможные надувные акулы, дельфины, крокодилы, бревна и т.д. хороши для игр на воде, особенно в большой шумной компании. Они создают веселую атмосферу привыкания к воде. В то же время можно доводить до рефлексов (автоматических действий) вопросы культуры общения в играх на воде, взаимоуважения, взаимопомощи, внимания к слабым. Маленькие дети в таких играх обычно слишком азартны, легко теряют контроль и от избытка эмоций заглатывают много воды. Какая бы она не была чистая и полезная, у детей это заканчивается рвотой. На этот случай можно даже купить свисток. Чтобы всеобщую ненависть не вызывать только на одну голову, советуем передавать дежурство или сделать несколько дежурных. Например, кому-то из детей можно поручить контроль над всеми мужчинами, кому-то над всеми женщинами и т.д.
Но не будем забывать, что потехе час, а делу время. Обучение плаванию основано на играх по форме, но по содержанию это достаточно строгая последовательность, этапы которой нельзя перескакивать или переиначивать.
4. 12 упражнений для обучения детей плаванию
Для обучения плаванию выбирается место с ровным песчаным или мелкогалечным дном без камней и ям. Глубина - по грудь ребенку. Именно таким является поселковый пляж курорта Николаевка.
Все упражнения ребенок выполняет в сторону берега. Время занятий 10 - 15 минут при температуре воды не ниже 18°С. Каждое занятие начинается с упраженений и игр предыдущих, а когда появятся любимые занятия, то с них.
Здесь приводятся 12 упражнений, их можно уверенно пройти за 10-14 дней.
1. Игры и упражнения для привыкания к воде должны дать ребенку правильные представления и об удовольствии, и об опасности, исходящей от воды.
Назовем несколько игр и вы всегда сможете их дополнить:
"Переправа" - передвигаться вдоль берега, помогая себе гребковыми движениями рук;
"Кто выше" - выпрыгнуть из воды, оттолкнувшись одной или двумя ногами;
"Кто быстрее" - бегать в воде на заданное расстояние или за брошенным плавающим предметом;
"Волны на море" - энергично двигать руками со сцепленными пальцами вправо-влево под самой поверхностью воды.
Если детей несколько, то надо следить, чтобы игра не превратилась в обиду для слабых, да и к себе надо требовать от ребенка уважения: покажите, что вам неприятно, если он брызгает в глаза, чтобы он сразу утихомирился - самоконтроль это самое важное.
2. Движения ногами - руки ребенка на вашем поясе или в ваших руках, его тело полностью в воде, ноги вытянуты, гребковые движения или лягушачьи в горизонтальной плоскости - брасом, или в вертикальной плоскости - кролем.
В такой связке вы можете и побегать вдоль берега - и вам не помешают гидромассаж от сопротивления воды, и напряжение брюшного пресса, и нагрузка на ноги.
“Карусель” - одного или парочку детей катаете вокруг себя.
Они цепляются обеими руками за одну из расставленных ваших рук, и сильно гребут ногами.
Им весело, со стороны тоже красиво, но вам тяжеловато.
Пойте. Крутите и пойте!
3. Выдохи в воду:
"Батискаф" - на несколько секунд сесть на дно, всплывать на поверхность, выпрямляя руки и ноги;
"Пузыри" - погрузившись с головой в воду, сделать длинный и полный выдох через нос;
"Водолаз" - достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь предмет.
4. Скольжение на груди, спине ("Стрела"):
ребенок, упираясь в ваши ноги или живот ногами, сильно складывается (группируется) в пружину, а затем отталкивается, распрямляясь, и должен как можно дальше “выстрелить” собой.
Если родителей (или вообще взрослых) двое, то хорошо устроить обмен “стрелами”, постепенно увеличивая расстояние.
5. Плавание кролем на груди при помощи движений ног (с пенопластовой доской или надувной подушкой в руках).
6. Скольжение кролем на груди и спине с движениями ноги -
"Торпеда".
Если обучающих двое - то ребенок плывет не в сторону берега, а вдоль него.
Расстояние между “причалами” постоянно увеличиваете.
7. Движения руками - важно, чтобы ладошка была со сложенными пальцами и чувствовала максимальное сопротивление воды.
Поменьше брызг, поменьше лишних движений, меньше высовываться из воды.
8. Выдох в воду через нос с поворотом головы на вдох.
Это уже профессиональная фишка, нужны хорошие плавательные очки.
Все тело вытянуто в воде, на выдохе целиком покрыто водой, на вдохе на поверхность выходит только рот.
9. Плавание кролем на груди и спине с полной координацией движений на задержке дыхания.
10. Согласование движений рук с дыханием.
Здесь отрабатывается умение держать прямое направление в воде и правильно рассчитывать ритм движений и вдохов, чтобы подольше удерживать ровный темп.
11. Плавание с полной координацией движений - намечайте цели по дальности, по времени, по точности (к буйку) и прочее.
12. Игры на воде.
Если ребенок уже уверенно чувствует себя в воде, можно попробовать более сложные развлечения, требующие простейших "снарядов":
- мяч, уложенный в сетку с привязанным на веревке камнем - это тоже буек или мишень для проныривания, этакий водный "шкуродер".
Из этих снарядов можно составлять полосы препятствий для эстафет, игр и соревнований на одну или несколько семейных команд.
- Использовать здесь можно и различные надувные игрушки, например, крокодилы, акулы, дельфины, небольшие пластиковые матрацы, на них можно устраивать гонки, и единоборства (если сесть на матрац вдвоем лицом друг к другу и отметить место буйком, то через установленное время тот, кто лучше работал руками и ногами, утащит матрац в свою сторону).
Передвигаться по полосе препятствий можно самыми разными способами: плыть, прыгать, ехать "верхом" на товарище по команде и даже составлять "крокодила". Участники "крокодила" становятся в воде (с глубиной по грудь) один за другим. Задний обхватывает переднего за пояс, а тот ложится на воду и сцепляет ноги на спине заднего. "Крокодил" свободными ногами отталкивается от дна и плывет, помогая себе свободной парой рук.
"Нырки" - пример простейшей дистанции. Выбирают место с ровным песчаным дном и глубиной до плеч. Параллельно берегу устанавливаются в одну линию 6 поплавков примерно в пяти шагах один от другого. Для этого кусок пенопласта или дерева привязывают к веревке, второй конец которой обвязан вокруг камня.
Необходимо нырнуть и двигаясь под водой дергать за все веревки, чтобы на секунду погрузить каждый поплавок. Сколько поплавков уйдет под воду, столько очков заработал играющий, и все это делается на одном входе, без выныриваний.
Обсуждение итогов учебного дня обязательно устраивайте в кафе, рекреациях или цветущем дворике пансионата Фортуна. Всё нужно проговоривать, четко выяснять ощущения, закреплять опыт. Неплохо, чтобы ребенок рисовал себя в воде. Для этого конечно надо, чтобы он мог посмотреть себя на видео-съемке и фотографиях.